Пояснительная записка к докладу о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Брянской области за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период
В 2013 году продолжился устойчивый рост экономики Брянской области, отмечена положительная динамика во всех секторах деятельности. Ситуация в социальной сфере оставалась стабильной.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2013 году в Брянской области оценивается в 69,6 года, что на 0,8 процента больше, чем в 2012 году (69,06 года).
Меры государственной социальной политики, в том числе в сфере здравоохранения, сформировали базу для дальнейшего роста значения показателя. В 2016 году значение показателя прогнозируется в 71 год или 102 процента к уровню 2013 года.
Численность населения области в 2013 году составила 1 248 тыс. человек, что ниже уровня 2012 года на 0,87 процента. В регионе приняты Концепция управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года и государственная программа «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014–2020 годы)». Вклад в стабилизацию демографической ситуации вносит реализация национальных проектов.
В целях улучшения демографической ситуации в Брянской области в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» с 1 января 2013 года на территории области введена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей, родившихся (усыновленных) после 31 декабря 2012 года. Размер ежемесячной денежной выплаты в 2013 году составил 5 955 рублей. За 2013 год назначена ежемесячная денежная выплата 1078 семьям на сумму 42,5 млн. руб.
Также в области реализуется комплекс мер, направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
В центры занятости населения в 2013 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 4 393 женщины, имеющие несовершеннолетних детей, из них 688 — имеющие детей до трехлетнего возраста. Трудоустроено 2 467 женщин, из них 176, имеющих детей до трех лет. Уровень трудоустройства женщин, имеющих несовершеннолетних детей, по сравнению с 2012 годом вырос на 30 процентов.
В 2013 году организовано профессиональное обучение 138 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В 2014 — 2016 годах планируется организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 754 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В 2016 году численность населения области прогнозируется на уровне
1 227 тыс. человек или 98,3 процента к уровню 2013 года.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2013 году составил 55 662,1 млн. рублей, что на 35,3 процента больше, чем в 2012 году (41 145,7 млн. рублей).
Экономическая политика в области осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Основной акцент сделан на модернизацию производства, создание высокопроизводительных рабочих мест, привлечение инвестиций. В 2013 году в Брянской области создано 21,1 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, прирост по сравнению с 2012 годом составил 15,3 процента.
Рост объема инвестиций в основных секторах экономики, таких как сельское хозяйство, обрабатывающие производства будет обеспечен за счет реализации крупных инвестиционных проектов. Всего на территории области реализуется более 100 крупных инвестиционных проектов.
В 2016 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) прогнозируется в 69 000 млн. рублей или на 24 процента больше, чем в 2013 году.
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в 2013 году составил 256 722,9 млн. рублей, что на 8 процентов больше, чем в 2012 году (237 705,8 млн. рублей).
Основным инструментом реализации государственной политики поддержки бизнеса является программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области». Объём выделяемых из бюджета на реализацию программы средств постоянно растет: в 2013 году на поддержку бизнеса из федерального и областного бюджетов было направлено около 596 миллионов рублей (для сравнения, в 2009 году — 249 млн. рублей).
Мероприятия поддержки и развития предпринимательства в рамках областной Программы сгруппированы в четыре блока. Первый блок включает в себя вопросы совершенствования налогообложения, расширения имущественной поддержки субъектам малого бизнеса. Второй блок мероприятий программы включает в себя механизмы прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2013 году господдержка в форме субсидий и грантов оказана 436 субъектам, в том числе 360 — начинающим, на общую сумму в 281 млн. рублей, поддержана реализация 49 инвестиционных и 27 инновационных проектов). Третий блок программы включает мероприятия, направленные на оказание информационной, методической и образовательной поддержки, стимулирование предпринимательской активности в молодежной среде. Четвертый блок включает механизмы развития инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В 2016 году оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предприятиями, прогнозируется в объеме 330 000 млн. рублей или 128,5 процента к уровню 2013 года.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в 2013 году составил 24 896,1 млн. рублей, что на 3,1 процента меньше, чем в 2012 году (25 701,5 млн. рублей).
Снижение объема налоговых и неналоговых доходов обусловлено внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части создания консолидированных групп налогоплательщиков. В этой связи были подготовлены предложения по изменению механизма распределения прибыли по регионам от созданных консолидированных групп налогоплательщиков, которые направлены в Государственную Думу Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения.
Устойчивый рост в реальном секторе экономики области, реализация крупных инвестиционных проектов обеспечат рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области. Меры по увеличению доходов бюджета будут приниматься в рамках утвержденного плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов области.
В 2016 году объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области прогнозируется в 30 639,5 млн. рублей или 123,1 процента к уровню 2013 года.
Уровень безработицы в среднем за 2013 год составил 5,2 процента, что на 0,1 процентных пункта выше, чем в 2012 году (5,1 процента).
В связи с расширением производства и реализацией крупных инвестиционных проектов спрос на трудовые ресурсы в 2014–2016 годах будет увеличиваться, что приведет к снижению уровня безработицы.
Снижению уровня безработицы также будет способствовать реализация государственной программы «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» и программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области.
В 2016 году уровень безработицы прогнозируется в 5 процентов или 96,2 процента к уровню 2013 года.
Коэффициент напряженность на рынке труда в 2013 году составил 3,5 единицы, что на 10,3 процента меньше, чем в 2012 году (3,9 единицы). В 2016 году коэффициент напряженности на рынке труда прогнозируется в 3,2 единицы или 91,4 процента к 2013 году.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году составили 105,3 процента к уровню 2012 года (в 2012 году — 105,8 процента к уровню 2011 года).
Реализация мероприятий Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и увеличения реальной заработной платы, а также устойчивый рост в реальном секторе экономики области в 2014–2016 годах обеспечат повышение уровня жизни населения.
В 2016 году реальные располагаемые доходы населения прогнозируются в размере 107 процентов к уровню 2015 года.
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда в 2013 году составил 1,6 процента, что на 0,2 процентных пункта больше, чем в 2012 году (1,4 процента).
В связи с реализацией мероприятий, направленных на достижение целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в Брянской области прогнозируется увеличение объемов жилищного строительства (в том числе жилья эконом-класса): в 2014 году будет введено в эксплуатацию 605 тыс. кв. метров общей площади жилья, в 2015 году прогнозируется 694 тыс. кв. метров, в 2016 году — 789 тыс. кв. метров, что будет способствовать увеличению значения показателя.
В 2016 году удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда прогнозируется в размере 2,2 процента или на 37,5 процента больше, чем в 2013 году.
Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, в 2013 году составила 0,35 процента, что на 0,13 процентных пункта больше, чем в 2012 году (0,22 процента).
С целью улучшения значения показателя учреждениями образования проводится определенная предварительная работа с участниками образовательного процесса: оформлены информационные стенды по подготовке учащихся к ЕГЭ, организованы консультации для учителей по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ, ведется систематическая работа по ознакомлению с нормативными документами по проведению ЕГЭ, проводятся родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы, связанные с участием выпускников школ города в ЕГЭ, обучающие занятия с выпускниками по заполнению бланков и репетиционные контрольные работы в форме и по материалам ЕГЭ.
В 2016 году доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, прогнозируется на уровне 0,2 процента или 57,1 процента к 2013 году.
Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) в 2013 году составила 1 436,5 умершего на 100 тыс. человек, что на 1,2 процента меньше, чем в 2012 году (1 454,2 умершего на 100 тыс. человек).
Реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и 598, национального проекта «Здоровье» и государственной программы «Развитие здравоохранения Брянской области» позволяет укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений, повысить квалификацию врачей и их материальную заинтересованность в результатах работы, увеличивает доступность высокотехнологичной медицинской помощи.
В области проводится дополнительная диспансеризация работающего населения, углубленная диспансеризация детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволяет повысить выявляемость патологии на ранней стадии и своевременное оздоровление.
В области внедрены высокотехнологичные виды медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях опорно-двигательной системы и нейрохирургических заболеваниях, проводится модернизация наркологической службы.
Вышеперечисленные и другие мероприятия позволят снизить показатели смертности населения, в том числе населения трудоспособного возраста от внешних причин и новообразований.
В 2016 году смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) прогнозируется на уровне 1 400 умерших на 100 тыс. человек или 97,5 процента к уровню 2013 года.
Оценка населением деятельности органов исполнительной власти Брянской области в 2013 году составила 34,1 процента, что на 0,3 процента меньше, чем в 2012 году (34,2 процента).
Значение показателя «Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов» в 2013 году составило 98,16 процента, что на 0,09 процентных пункта больше, чем в 2012 году (98,07 процента).
Реализация мер государственной и региональной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведет к увеличению значения показателя. В 2016 году значение показателя прогнозируется на уровне 98,3 процента или 100,14 процента к 2013 году.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в 2013 году составила 15,19 процента, что на 1,15 процентных пункта больше, чем в 2012 году (14,04 процента).
Увеличение значения показателя достигается за счет реализации подпункта «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в части популяризации спортивно-оздоровительных программ и здорового образа жизни в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Брянской области».
В 2016 году значение показателя прогнозируется на уровне 17 процентов или 111,9 процента к 2013 году.
В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Брянской области разработан и утвержден перечень количественных показателей для оценки планов, хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования. В 2014 году проводятся работы по установлению показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Брянской области, от достижения целевых значений которых будет зависеть стимулирующая часть денежного содержания гражданских служащих.
Сведения о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от
14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р «Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в Брянской области утверждено положение о работе и состав межведомственной комиссии по вопросам реализации региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (распоряжение администрации Брянской области от 25 февраля 2013 года № 171-р).
Постановлением администрации Брянской области от 20 декабря 2012 года № 1189 уполномоченным органом, ответственным за реализацию региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определено управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.
В конце 2013 года подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Брянскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (2014 -2016 годы) согласована Правительством Российской Федерации и утверждена Губернатором Брянской области. Координатором подпрограммы является Управление федеральной миграционной службы России по Брянской области.
За три года реализации подпрограммы в Брянской области планируется оказать содействие в переселении 1170 соотечественникам, в том числе 450 участникам подпрограммы и 720 членам их семей. В 2014 году — 360 соотечественникам, в том числе 100 участникам подпрограммы и 260 членам их семей.
Гражданам, согласившимся на переезд в Россию, положены следующие виды выплат: на жилищное обустройство и первичное медицинское обследование; оплата перевоза имущества, содействие в поиске работы и другие виды помощи.